Print
Category: Общество

Знаменитый советский луноход, в создании которого  участвовали учёные расположенного в Горелово ВНИИТрансмаша,  стал одним из центральных экспонатов выставки «Из Ленинграда на Луну»!, открытой на прошлой неделе в Музее космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко в Петропавловской крепости.

 На Луне

Как отметили организаторы мероприятия, в целом выставка посвящена 60-летию начала так и не завершенной в СССР лунной программы, но именно наш луноход стал её единственным реализованным проектом. Представители Федерации космонавтики России признали, что до сих пор в подобных экскурсах мало упоминали заслугив ВНИИТрансмаша в  создании лунной машины. А ведь именно здесь была разработана её самая главная часть – ходовая. И вот, накануне  50-летнего юбилея со дня мягкой посадки советского лунохода-1 на луну, который состоится в будущем году, гореловским учёным и их разработкам наконец  уделили серьёзное внимание.  ВНИИТрансмаш выделил на выставку фрагмент шасси лунохода и пульт управления  им собственного изготовления, а из Москвы  привезли точную копию машины в масштабе 1 к 3. 

А вот из учёных экспозицию смогли посетить лишь три человека: сын главного конструктора космического бюро ВНИИТрансмаша  Александра Кемурджиана  Владимир Кемурджиан, и ветераны института Михаил Маленков и Борис Гладких. Кстати, из 30 соавторов лунохода до наших дней дожили только трое – Борис Гладких, ныне петербургский пенсионер, Георгий Корепанов, до сих пор работающий в институте, и Израиль Розенцвейг, проживающий в США. При этом один из луноходов – под  №2, теперь тоже принадлежит гражданину США, отцу астронавта, выкупившему советскую машину сразу после рассекречивания материалов о её создании. А луноход № 1 пока остаётся на луне не рассекреченным. Как считает один из отцов машины Борис Гладких, луноход стоит того, чтобы сделать его символом научного наследия Санкт-Петербурга, над чем ветераны НИИТрансмаша сейчас и хлопочут.  А сам институт, по словам работающего там Владимира Кемурджиана, сегодня активно готовится к празднованию 50-летия прилунения лунохода, и это событие должны отметить с размахом. Кстати стоит отметить, что с этого года День лунохода вошёл в список официальных праздников муниципального образования Горелово.

 На Земле

Свою небольшую победу за существование отмечает и гаражный кооператив «Луноход» на Красносельском шоссе, 36, в Горелово, в строительстве которого наверняка участвовали создатели одноимённого  раритета.  Однако в последние годы кооператив переживает не лучшие времена, и всё настойчивее шли разговоры о его предстоящем сносе.  Но  буквально на днях комитет имущественных отношений одобрил договор аренды с  Луноходом на три года, и сегодня документ находится на согласовании.

Как рассказали местные владельцы гаражей, а их 17, кооператив, действительно долгое время находился в подвешенном состоянии, просрочив все свои документы из-за неумелых действий правления. Луноход отключили от света, и дело уже шло к утрате права на аренду занимаемой им земли, однако среди автовладельцев нашлись инициативные граждане, занявшиеся спасением своих гаражей.  И это им удалось. Правда, не без финансовых потерь. Так, за восстановление электроснабжения луноходовцам, с учетом долга и всех пеней, необходимо заплатить в Петербургскую сбытовую компанию   порядка 400 тыс. руб. Хорошо, что монополист всё же пошёл на мировое соглашение, значительно снизив эту сумму.  В итоге останется около 200 тыс. руб., что тоже, в общем, немало, но без этих денег свет в кооператив не вернётся.

Примечательно, что в своих бедах луноходовцы во многом обвиняют жительницу Горелово Валентину Шульгину, бывшего члена их кооператива, некоторое время исполнявшую обязанности его председатели, при которой и накопились их проблемы, включая долги за свет.  Теперь всё это гаражникам  приходится расхлёбывать самостоятельно, забыв про отданные  в никуда взносы. 

Елена Фельдшер