Холодным ноябрьским утром 1922 г. пароход германской компании «Preussen» увозил из страны к далёким европейским берегам 160 представителей русской  интеллигенции, многим из которых больше не придётся  ступить на родную землю.  

 

 Cреди пассажиров этого «философского парохода», как теперь принято говорить, находился свет русской интеллигенции – прославленные  учёные, философы, поэты, представители других творческих профессий. Очень известные имена - князь Трубецкой, философы Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Иван Ильин и др. Сегодня  многие ошибочно считают, что  все они стали жертвой так называемого «красного террора», приказ выслать их из страны подписывал сам Ульянов (Ленин). Но  мы не будем говорить о том, явилась ли эта высылка результатом их контрреволюционной деятельности, организацией бесконечных кружков, направленных на подрыв советской власти. Хотелось бы разобраться, почему именно эти представители русской интеллигенции встали на путь  борьбы с существующей на тот день в стране властью.  Сражаясь с ней, они не могли не понимать, что тем самым противопоставляют себя интересам народа России. На тот период из  79 российских губерний только в 15-ти  крестьянину приходилось объяснять преимущество новой власти. Остальные же, более 60, приняли её всей душой, как свою, истинно родную власть, и не знать об этом высланные из страны не могли. Кроме того, на тот момент  в России  находилась достаточно обширная прослойка русской интеллигенции, и были не менее громкие и талантливые имена, которые с особым патриотизмов и творческим вдохновением встретили октябрьские события.

Почему же высланные из страны не приняли революцию, в чём они увидели опасность новых перемен в обществе? Ответ на этот и многие другие вопросы мы находим у философа Ивана Ильина в его статье « В поисках справедливости», где читаем о том, что все люди уже от рождения не одинаковы и не могут пользоваться равными правами, и это справедливо.  Следуя подобной логике, автор забывает те духовные истины, те христианские ценности, к которым он призывал ранее в своих работах. Он забывает о главной заповеди творца, что все люди одинаковы и равны перед богом. Такая социальная  позиция не могла не войти в противоречие и не вылиться в противостояние с советской властью, которая вовсе не стремилась всех уравнять и сделать одинаковыми, но с первых дней своего существования не делила людей по степени их таланта, справедливо считая, что талант заложен в труде.

Может быть, именно вера в свою исключительность и превосходство, которая  на протяжении  истории российского государства и выдавалась длительное  время за справедливость, и привела к тому тяжелому социальному противостоянию, которое переросло  в октябрьские  события и закончилось  гражданской  братоубийственной войной и «философскими рейсами».

Эдуард Поутонен,  житель Красного Села