В последнее время в системе муниципальных заказов Красного Села и Горелово прочно обосновались картели.
В преддверие весны муниципальные власти отчитывались перед жителями за прошлый год – наглядно демонстрируя в фильмах и слайдах, сколько полезной и нужной работы они проделали. Мы же, по традиции, оценим их эффективность при освоении бюджетных средств. В очередной раз открываем сайт государственных и муниципальных закупок, считаем и понимаем, что с этим у наших чиновников с каждым годом всё больше напряга. Судите сами.
5 вместо 25
В Красном Селе через систему госзакупок освоили почти 100 млн. руб., сэкономив при этом лишь 5 млн. руб., около 5% от общей стоимости всех контрактов. Для этого муниципалы провели 43 конкурсных процедуры, в том числе 23 электронных аукциона, 5 открытых конкурсов, 14 запросов котировок и одну закупку на 150 тыс. руб. у единственного поставщика, певца и композитора Игоря Корнелюка, выступавшего на Дне города.
В Горелово всё гораздо проще. Здесь для освоения почти 155 млн. руб., что в 1,5 раза больше, чем в Красном Селе, провели всего 24 конкурсных процедуры: 17 электронных аукционов, 6 открытых конкурсов и 1 запрос котировок. По всей видимости, квалификация гореловских специалистов выше. Это позволило им при размещении муниципального заказа сэкономить свыше 2 млн. руб., меньше 1,5% от общей стоимости контрактов.
Закон РФ «О защите конкуренции» даёт равные права всем участникам торгов. В результате честной конкурентной борьбы на торгах экономия бюджетных средств, по опыту прошлых лет, может достигать 20-25%, причём без снижения качества выполняемых по контракту работ. Если применить эту норму к сегодняшней практике, в Красном Селе в прошлом году должны были сэкономить не 5, а 20-25 млн. руб., в Горелово – не 2, а 31-38 млн. руб. Этот ж сколько дополнительной и нужной работы можно было бы сделать только для улучшения благоустройства, в том числе в рамках президентской программы «Комфортная городская среда», не считая других расходных статей муниципального бюджета. Но это мы так считаем, а у чиновников, по всей видимости, свои думки…
Два конкурента
Справедливости ради отметим, что в Красном Селе мы всё таки увидели в двух случаях наличие конкуренции на торгах, когда боролись ООО «ЖКС №4 Красное Село» и ООО «Восход» за право убирать и содержать территории зелёных насаждений. При этом в одной из процедур ЖКС №4 Красное Село победил через снижение начальной цены контракта в 6 раз, в другой победило ООО «Восход», снизив цену в 3,5 раза. Во всех прочих случаях экономия едва достигала 3%, а в торгах, на которых выставлялось более 1 млн. руб., - строго 0,5%! Это в Красном Селе.
В Горелово , как мы ни старались, следов конкурентной борьбы за право освоить бюджетные средства обнаружить не удалось. Экономии больше 1% почти не было. Причём подрядчики и субподрядчики, присевшие на гореловский бюджет, из года в год одни и те же. Самые известные из них, неоднократно упоминаемые в нашей газете, - ООО «ДорСервис», ООО «СК «Континент», ООО «Пальмира» и др.
Картельный фейк
В 2017 г. мы увидели в системе муниципального заказа Красного Села и Горелово явные признаки картельного сговора. Ведь все торги проводились по одной и той же схеме - когда первоначальная максимальная цена почти не снижается, между компаниями-поставщиками заметна очередность победы или когда постоянно побеждает одна и та же компания, а другие участвуют, но ценовых предложений не подают.
Как неоднократно заявляли в Федеральной антимонопольной службе, картельные сговоры при проведении государственных и муниципальных торгов наносят огромный вред экономике государства, особенно в настоящее время, когда в бюджете и так не хватает средств на значимые проекты. Странно при этом, что депутаты муниципальных советов Красного Села и Горелово ни разу не выразили желания заслушать глав местных администраций за такое «эффективное» использование средств местных бюджетов. Более того, если кто-то из депутатов всё же задаётся таким вопросом, его любопытство никто не одобряет. С подобной реакцией столкнулся на последнем заседании муниципального совета Горелово депутат Евгений Алексеев, спросивший у главы местной администрации Дмитрия Иванова про крайне низкую экономию. А ответ звучит уже привычный – мол, сметы по контрактам составляются таким образом, что снижать там уже нечего. И этот фейк, противоречащий всем нормам федерального антимонопольного законодательства, с энтузиазмом защищают глава муниципального образования Владимир Трофимов и председатель ревизионной комиссии Любовь Волкова.
Не спорим, глав муниципальных образований по каким-то причинам такая «эффективность», может, и устраивает, но в проигрыше остаются не они, а жители муниципальных образований.
Тимофей Ермак